Вот еще мой отзыв о поездке:
"... Ездили мы вдвоем с двоюродной сестрой (больше никто не захотел). Перемещения по зоне заняли два дня (даже меньше, т.к. к самоселам мы не поехали).
1. ЧАЭС. Первая остановка была напротив недостроенного 5-го блока. Так и стоят там краны, строительство остановлено. Здесь же находится брошенное ХОЯТ, которое не использовалось из-за несовместимости габаритов. Уровень излучения 190 мкР/ч (ветер дует в противоположную от станции сторону).
Вторая остановка - около центрального входа самой станции. Идем на ж.д. мост через канал охладителя. В канале столько рыбы, что хоть руками лови. Пород рыбы не знаю. Мы скармливаем полтора батона хлеба (припасенного заранее). Этого оказалось достаточно, чтобы поднять со дна трех больших сомов метров по полтора длиной.
Третья остановка - смотровая площадка. Мда, ощущения словами передать нельзя. Вроде бы все мирно. Но знаешь, какая катастрофа произошла в сотне метров от тебя 20 лет назад. Саркофаг огромен, сер, мрачен. Под ним - гигантский опасный монстр. Слушаем небольшую лекцию о состоянии Укрытия, внутренних помещений, о работах, которые ведутся. Снова выходим на смотровую. Ветер дует со станции прямо на нас. Уровень излучения доходит до 800 мкР/ч, это в 50 раз выше обычного московского фона. На следующий день, начиная с ночи, у меня несколько часов болела голова (правда, не сильно).
2. Едем в Припять. Вот и мост, ведущий к городу. Для постороннего человека он вряд ли представляет интерес, но я-то уже знал, насколько он символичен для тех, кто здесь жил.
Пусть посторонний человек никогда не сможет испытать тех чувств, что переживает бывший житель города. Но часть из них действительно испытываешь. Это сильно. Да.
Въезжаем на главную площадь перед ДК. Уровень 22 мкР/ч. Нормально. Вот и телефонная будка, которую я видел ранее на фотографиях. Вот и "Энергетик", и "Полесье", и дома с гербом. Всё очень знакомое, как будто здесь был, но вместе с тем - я знаю только здания, но не знаю, где они находятся.
Идем в ДК. Это первое здание, куда мы зашли. Битые стекла, ржавые огнетушители, разбросанные стулья, осыпавшийся мрамор. Отслоившаяся краска. Отвалившиеся куски рисунков. Поднимаемся на верхние этажи. На крыше прямо в дверном проходе растет деревце. До сих пор висят провода иллюминации с патронами и даже с остатком лампочки. Деревянные рейки разъедены водой, ветром и солнцем так, что осталась лишь часть. Несколько рассыпавшихся кирпичей расслоились за 20 лет. На крыше два уродских граффити, коих полон и весь город
Гостиница "Полесье". На первом этаже кухня, осталась вытяжная система, кое-какие шкафы. Туалет. Коммунистические лозунги на стенах. Вспоминаю детство.
Идем в парк аттракционов. Вот и хорошо известное колесо обозрения. Совершенно одинокое. Около Колеса лежит игрушка медвежонок. Ее сюда принесли недавно. Кладу ее на сиденье.
Вот и аттракцион автомобили. Знаю, что это грязное место, поэтому туда даже не лезу.
Бассейн. Самих бассейнов оказалось два. Больший просто поразил своими размерами. На дне лежат ласты. На стене - секундомер, выглядит как новенький. Висит высоко, поэтому до него никто не добрался.
Школа номер 3. Очень сильное впечатление. Первый этаж, здесь, наверное, была раздевалка. Вот столовая (о назначении многих помещений догадываешься). Спортзал, сильно покореженный временем. Огромная россыпь противогазов на полу. Все противогазы - детские, малого размера. Лежат на полу вперемешку с инструкциями. Заходим в кабинеты учителей, там лежат аккуратно заполненные журналы с лекциями, много методической литературы. Я даже не представлял, что это именно так. Детские тетради запылены, но когда открываешь - как будто контрольные работы и домашние задания кто-то писал еще вчера. Следующая комната - здесь, судя по всему, была комната труда для девочек; занимались шитьем, на стене вырезки из журналов моды 80-х годов, инструкция по работе с утюгом. Вот музыкальный класс с пианино. В классах брошены парты, горшки с цветами, которые умерли 20 лет назад.
Далее едем к 16-этажке с гербом. Судя по количеству граффити, это место массовых экскурсий. Поднимаемся наверх, попутно заходя в несколько квартир. В квартирах почти ничего нет, за исключением "стандартного набора" - шкаф, плита, раковина. На многих этажах крупногабаритная мебель брошена прямо у лифтов. На крыше снова видим граффити
Открывается вид на зеленый город и на станцию, которая его погубила... Иногда от ветра раздаются скрипы. Я абсолютный реалист и понимаю, что это не могут быть души, тени, но все равно как-то не по себе.
Спускаемся вниз и идем в детсадик. Это самое сильное для меня впечатление за всю поездку. Там все осталось почти так, как было. Игрушки стоят на полках и лежат на полу. Кубики с буквами, из которых мне почему-то хотелось сложить слово "мир", но я не стал. Стоят детские кроватки, причем, судя по размеру, для разных групп - даже для совсем маленьких. Одну из игрушек, слоненка, я сдвинул с места - и под ней оказалась чистая полка (а вокруг пыль). Это значит, что 20 лет никто не прикасался к игрушке. На полках видим слепленных из пластилина детскими руками зверей. Вот поросенок, сделанный из яйца - он остался цел. В ящиках лежат шишки и грецкие орехи - из них дети бы делали фигурки, но уже никогда этому не сбыться. В некоторых шкафчиках до сих пор стоят детские ботиночки. За ними просто никто не пришел однажды и не придет никогда. Я смотрю на это, и постоянно наворачиваются слезы на глаза. Даже сейчас, когда пишу и вспоминаю. Поверьте, это не для красного словца, это действительно сильнейшие эмоции.
Больница. Очень жуткое место. Почему-то очень сыро и холодно. Лежат рецепты, валяются баночки с лекарствами. Пробирки, пузырьки. Кое-где остались кушетки. Могу только догадываться об их последних днях. Когда спускались с верхнего этажа вниз, то заметили, что почему-то ноги постоянно заворачивают не на лестницу, а в шахту лифта.
Посетили также пристань. Очень тихо, очень красивая природа (как и везде в Припяти). Во время всего путешествия глаза резали граффити, настолько неестественные и чуждые, что постоянно хотелось ругаться
3. Объект Чернобыль-2. Огромные мачты 150-метровых антенн. Жаль, что не подпускают близко. Фотографирую издалека.
4. Возвращаемся в гостиницу в Чернобыле. В Чернобыле около Той Самой Пожарной Части стоит памятник пожарным, тем, кто выехал в ту ночь, чтобы спасти мир. Люди шли на смерть, но не могли поступить иначе. Я вообще считаю, что у каждого человека есть свой Долг с большой буквы, который ему в жизни нужно выполнить. Кому-то это суждено, кому-то нет. Но если приходит его время, то ни один человек не отступит, не взирая ни на какие смертельные опасности, отдаст свою жизнь, и Долг свой выполнит.
5. Утро следующего дня - Рассоха. Отстойник зараженной техники. Я при подъезде его сразу не увидел (сидел с другой стороны), поэтому, когда вышел из автомобиля, у меня просто рот открылся от удивления. Стоят сотни пожарных машин, грузовиков, автобусы, военная техника, вдалеке виднеется вертолет. Иду вовнутрь стоянки (охрана спокойно пропускает по программке экскурсии). Описать словами технику невозможно. Даже то, что осталось, выглядит величественно. Здесь стоит не просто "какая-то" техника, а машины, которые тоже, как и люди, выполнили свой Долг. Огромные вертолеты (4 штуки, полуразобранные), даже лежащие лопасти имеют невообразимые размеры. Инженерные машины (осталось всего 3 штуки). Тишина и только пищит дозиметр. Кстати, хоть сестру туда и не пустили, радиационный фон в Рассохе нормальный, 12-15 мкР/ч. Максимум, который я там видел - 46 мкР вплотную у одного из вертолетов. Время и осадки делают свое.
6. Ну и отстойник зараженной водной техники в заливе р.Припяти. Стоит несколько барж, все, конечно же, затопленные и ржавые.
Общие впечатления от поездки - словами практически не выражаются. Это обязательно нужно видеть самому. Это и урок, и опыт, и новые чувства. Ехать нужно только с пониманием того, куда ты едешь и зачем. Иначе это вообще не надо."